Сегодня мне захотелось поговорить с вами о крупном произведении, а именно - о трилогии группы «Птицу ЕМЪ», которая в октябре 2014, отыграв последние концерты, почила с миром. Мы с вами попробуем доказать, что все три альбома могут рассматриваться как три части одного произведения с началом, серединой и концом и что смерть группы «Птицу ЕМЪ» была неизбежной.
В тексте, чтобы не перегружать его ссылками, помещены лишь некоторые треки. Полное собрание сочинений "Птицу ЕМЪ" можно найти здесь
Глава 1. Птицу ЕМЪ и их
мир
Глава 2. Персонажи
Птицу ЕМЪ
Глава 1.
«Птицу ЕМЪ» и их мир.
Екатеринбургская группа
«Птицу ЕМЪ» состояла из двух участников – Александра Ситникова и Николая
Бабака, на концертах им ассистировал сам DJ Дьявол. Если вам захочется узнать об
авторах что-нибудь еще, пройдите сюда или вот сюда, а мы отправимся в мир, который
они создали. Мир «Птицу ЕМЪ» – такой же,
как и у нас с вами. Пространство, в котором живут, страдают, перерождаются и
вырождаются герои всем из нас знакомо: это офис, школа, общественный транспорт,
ночной клуб, двор и место «за гаражами». И все же, слушая композиции «Птицу
ЕМЪ» возникает ощущение параллельности миров, возможно с этими людьми мы и едем
в одной маршрутке, но мы не видим их, а они не видят нас и продолжают жить,
вращаясь на своих искривленных орбитах.
Давайте теперь
рассмотрим пространство, в котором существуют герои, поподробнее. Мест, в
которых мы можем встретить наших персонажей немало. Множество обитает в офисах.
В песнях «Птицу ЕМЪ» офис -
враждебное место, где никто из героев не может быть счастлив. Герои тяготятся
работой, они изолированы или скорее, самоизолированы от коллектива, кажется,
будто бы они узники собственных офисных ячеек, и хотя они проклинают свою
жизнь, другой они не знают и даже не пытаются вырваться из этого надуманного
плена. Это персонажи из треков «Трудовоэ», «Нано-ничтожество» , «Больше не
друзья». Персонаж из трека «Любовь в один конец», влюбленный в своего
начальника, «хочет работать чаще, а выходные мог бы игнорировать», но и он
сгорает от безответной любви, ревности и ужаса, что его постыдный секрет
раскроют, и ни в коем случае не может этот персонаж считаться довольным жизнью.
Еще одна Голгофа мира
«Птицу ЕМЪ» - школа.
Трек
«Подробности о школьной жизни» рассказывает нам отношение к учебному заведению
не только этого именно героя, но и всех остальных птице-школьников: «учителя
деспотичные, властные, непроветриваемые кабинеты классные», «школа – рассадник
разврата, вместилище порока». Герой искренне недоумевает, что же хорошего в
школе и зачем он должен «десять лет потратить на весьма сомнительную тусу».
«Великомученик Толя Голобородько», чтобы сохранить остатки самоуважения
бессознательно примеряет на себя единственный возможный в его положении образ –
образ Иисуса Христа, мученика, но победителя. Можно сказать, что школьники в
«Птицу ЕМЪ» в большинстве своем пассивные, они – будущие жители офисов, которые
без борьбы принимают предложенные обстоятельства и единственных их бунт – это
жалобы («Славка Милохин в пионерлагере», «Слезы пацана», «ОБЖ»), но есть еще
два героя, которые выбиваются из этой связки. Школьник из трека «Пьющая» не
имеет проблем в школе, но если бы и имел, они бы не показались ему такими
страшными, ведь дома его ждет кое-что похуже – пьющая мама, в супе «ногти и
седые волоса», в спальне «незнакомые мужские голоса». Мама позорит сына и в
школе, но там ему скорее сочувствуют, и мы не можем сказать, что для этого
мальчика школа – место страдания. Персонаж песни «Катарсис», кажется,
единственный, кто в школе счастлив, и из-за которого могут быть несчастными
остальные герои. Силач, крутой парень, «довелось уже и набухаться», «пацаны с
восьмого класса и те меня боятся», утверждает юноша одиннадцати лет. Зеркало
иллюзий разобьется, и персонаж переживет настоящий катарсис после чего,
возможно, именно для него школа обернется адом, более адом, чем для остальных
персонажей, которые изначально в ад и входили.
Пространство дома задействовано в большинстве песен,
но дом героев - их скорлупа, и в отличие от офиса, где еще есть надежда на то,
что можно устроить бунт, уволиться и убежать (так поступили герои «Больше не
друзья» и «Без примесей»), из дома им нет выхода.
Дом - пространство очень
амбивалентное, с одной стороны, оно служит укрытием от внешнего мира, с которым
у героев Птицы почти всегда тяжелые отношения. Герой «Любви в один конец»
только дома может расслабиться и делать что хочет, а именно: примерять платье и
ни за что не снимать брошку. «Не нифер» тоже чувствует себя в родных стенах хорошо,
там его любят и хвалят. Славка Милохин мечтает о доме, где он получит укрытие
от унижений, которым подвергается в лагере. Эксгибиционист из трека «Я люблю
людей на расстоянии метра» может жить и быть собой только дома, отгородившись
от любимых им людей стеклами, решетками и ветрами. Но с другой стороны дом –
укрытие, оплот спокойствия, уюта, любви и надежности может превратиться и в
тюрьму, в камеру изощренных душевных пыток персонажа. Самый несчастный, пожалуй
– это нано-герой из трека «Нано-ничтожество», у которого «сочувствие в <...>
доме вне закона», и который признает, что «дома не чувствую себя дома».
Школьники из «Пьющей» и «Слез пацана» тоже не находят дома ни укрытия, ни
сочувствия. А для незадачливого персонажа
из песни «Хэллоу, Стренжир» дом в одну ночь превратился в напоминание о его «неестественном»
сексуальном поведении и он стал изменять пространство дома, подгоняя его под
свою новую сущность.
Общественный
транспорт у «Птицу ЕМЪ» в большинстве случаев является тем,
чем и должен быть – порталом в другой мир и другую жизнь, это средство
перемещения.
В треке «Трудовоэ» это место небытия, где герои переходят из
одного места страдания в другое (дом-работа, работа-дом), в транспорте они
могут отдохнуть от всего и побыть нигде. Для персонажа «Биохазарда» транспорт –
зона чудовищного заражения, а поручни – накопитель всевозможных микробов, ведь
никто не знает «какие их хватали руки», «может руки алкаша, обсосанные им же», «может
кто-то в туалете разорвал бумагу пальцем». Остальные герои используют транспорт
по назначению – влюбленные из «Старой подруги» едут в парк на романтическое
празднование дня рождения, два десятка несмышленых персонажей и их добрый
предводитель из «Дорожной» едут в счастье строить новый мир, а странный
недопассажир из «Поезд в предвкушении стоит» отправляя в путь своих любимых,
претворяет в жизнь свою главную мечту.
Так же существует
гиперпространство, охватывающее все эти зоны пребывания героев - город – дворы, подъезды, лифты, домофоны,
пятачок «за гаражами», вокзал, берег реки, парки, веранда детского садика,
ночной клуб, улицы – все это и составляет мир «Птицу ЕМЪ», похожий на наш как
брат-близнец, но все же параллельный нашему и недосягаемый, к счастью.
В итоге можно сказать,
что в мире «Птицу ЕМЪ» движение (транспорт) передает положительные чувства,
стремление к новой, лучшей, по мнению героев жизни. Работа и образование
являются синонимами понятий «ад», «страдание». Внешний мир и его проявления –
враждебны, внутренний мир, мысли, мечты, затаенные планы героев – единственный
просвет в их темных жизнях.
Глава 2.
Персонажи «Птицу ЕМЪ»
Вслед за Толей Голобородько я предлагаю разделить
всех героев мира «Птицу ЕМЪ» на две большие группы – на «лохов» и «крутых», при
этом условимся, что мы руководствуемся самоидентификацией персонажей, то есть,
тем, как они САМИ к себе относятся. Повествование в основном ведется от первого
лица.
На первом
альбоме превалируют лохи - я насчитала восьмерых: это персонажи «Славка
Милохин в пионерлагере», «Больше не
друзья», «Катарсис», «Слезы пацана»,
«Хэллоу Стренжир» и «Любовь в один конец», в треке «Трудовоэ» их «двоэ». Двое крутых из треков «Борода», «Подробности
о школьной жизни».
Жители, населяющие первый альбом - школьники, геи и
офисные работники с хрупкими и прозрачными душами. Единственное, чего они робко
просят от окружающего мира это признания. Они затаенно мечтают, чтобы
окружающие полюбили их, для этого они готовы изменяться, быть не собой, влезть
в рамки чужих, не свойственных им обличий. Славка Милохин, приехав в
пионерлагерь с установкой стать «душой компании», вложенной в него мамой и
отчимом, терпит неудачу. Его характер еще не установился, он послушный, добрый
ребенок, он действует так, как говорят ему те, кому он доверяет – родители. Еще
один школьник с неустановившимся характером – мальчик из «Катарсиса», Услышав
первые строки этой песни юные слушатели «Птицу ЕМЪ», вероятно, подумали, что
сейчас состоится знакомство с персонажем, которому они смогут подражать: «мне
11 лет, дают все 16, моя мышечная масса позволяет мне 100 раз отжаться». Но, к сожалению, этот школьник и сам
безоглядно подражает крутым, по его мнению, ребятам. И в определенный момент
наступает понимание, как сильно он отличается от них, и тогда мальчик вступает
в мир героев «Птицу ЕМЪ», в мир «других» людей. И пока еще наш герой в ужасе от
того, что привычное ему общество его отвергает, возможно, новый мир «других»
людей, покорится ему, как покоряются миры внезапно осознавшим свою силу
волшебникам.
Подобно этому юному герою, персонаж трека «Больше не
друзья», поверил в дружбу и жестоко разочаровался. Общество отвергало его
многие годы и наконец, он нашел человека, «кто без презренья поглядел», но
оказалось, что мнимый друг на самом деле намеревался завербовать нашего героя в
свою секту. Думаю, если бы персонаж был слабее характером, он бы поддался, но
его меркантильный коллега поторопился и не успел понять, что герой сможет дать
отпор, и предпочтет одиночество фальшивой дружбе. Этот персонаж на фоне своего
молчащего коллеги, с которым он и ведет страстный монолог, да и на фоне прочих личностей
с этого альбома, кажется совершенно нормальным. Это своеобразный взгляд на
«птицын» мир со стороны, глазами обычного человека, который столкнувшись с бредом,
с ситуацией, которая претит ему, отстаивает свою нормальность, а настоящий
житель мира «Птицу ЕМЪ» - это его несостоявшийся друг, сектант. Интересно было
бы посмотреть на ситуацию и его глазами. Но пока мы видим только персонажа, прорывающегося
через все границы пространства «Птицу ЕМЪ»: «мириться поздно! Теперь дохлебывай
свой кофий и на хуй послан!».
Да, герои изо всех сил стремятся быть как все, хотят
быть принятыми в ровные ряды посредственностей, но их яркие индивидуальности
рвутся наружу против их воли. И даже персонажей, у которых, кажется, есть шанс
стать обычными людьми, судьба снова уводит на их извилистую, ухабистую дорогу.
Так герой трека «Хэллоу, стренжир» в одно утро вдруг осознавший, что его
гомосексуализм – это отклонение от нормы, попытался примерить образ
«нормального парня», ему даже «захотелось вдруг семью, за детьми ухаживать», но
с пути героя своротили «две руки могучие». Со слезами – безысходности?
облегчения? – герою приходиться признать, что «нормальным» ему никогда не
стать.
Персонажи из «Трудовоэ» кажутся квинтэссенцией обыденности: один - офисный работник,
которому не «реально <…>дождаться социального подъема», не имеющий успеха
у девушек, другой – заводчанин, с подобными
проблемами. Заводчанин в каком-то роде признан обществом: «отдаю жене и детям
все, что зарабатываю - до последнего рубля, с ними не общаясь, из-за этого
хорошим мужем и отцом считаюсь». Именно герои «Трудовоэ» стремятся быть как все
до такой степени, что даже мы, слушая песню, поверили им и посочувствовали. Однако
они замурованы в собственные образы, и никогда не сделают ни одной попытки
выбраться наружу в мир «обычных» людей, и, следовательно, никогда туда не
попадут. Они даже не могут спиться с горя: «раньше алкоголь наполнял душу
радостью, теперь, когда бухаю, то уже не улыбаюсь я».
В треке «Слезы пацана» мы встречаемся с
собирательным образом школьника-лоха и причинами его неудач. Но какими бы ни
были причины, песня призывает не стесняться слез ведь «слезы пацана словно
дождь во время засухи», и они «не сделают мужчину женщиной», а в конце дается
мощный пацанский совет: «выбрасывай гербарий, не ссы пацан ебаный, режь вены в
ванной под very
best
Nirvana».
Это единственная песня на альбоме, где персонаж песни получает моральную
поддержку и совет от авторов, и от этого она кажется очень светлой.
Но давайте обратимся и к крутым персонажам, которые
в предоставленном им пространстве чувствуют себя комфортно и даже наоборот
презирают традиционные устои обычного общества. У подростка из трека «Борода»
все здорово – у него даже «девчонка есть, как у всех парней нормальных», но
девушка – источник, как радостей, так и печалей. Подросток признается: «у моей
любимой густая борода растет». Тем не менее, герой реагирует на эту маленькую
неприятность достойным образом: он гуляет с девушкой в парке, согревает в
холода, даже завидует немного ее густой шевелюре и радуется, когда она «брызжет
бороду парфюмом», а так же находит неоспоримый плюс отношений с бородатыми женщинами
– отсутствие ревности. При этом герой понимает, что находится в необычной
ситуации и сразу же предупреждает: «хочешь посмеяться надо мной – не на того
напал». И действительно, в словах персонажа чувствуется сила и убежденность,
ему не нужны оправдания, чтобы любить того, кого он хочет. Он презирает других
людей: «все вы подвержены инстинкту стада, в детстве вам заправили, мол, девке
борода не надо, а внушили б вам, что не в почете жопа толстая и ноги, половина
вас, ебланов, были б одиноки». Этот персонаж правит понятия нормы так, как ему
удобно и таким образом, создает мир «Птицу ЕМЪ».
Еще одна сильная личность – ребенок из «Подробностей
о школьной жизни», который ни за что не хочет идти в школу. В свои шесть лет
мальчик с холодным недоумением глядит на прочих детей. Их развлечения ему
чужды: «не горю охотою на продленке время тратить, наряжаться медвежонком на
новогодней пати», «каждый сосунок мечтал в друзья мне навязаться, но среди
этого сброда не нашел нормальных пацанов». Он сам отторгает внешний мир, к
которому должен принадлежать по возрастной категории, не чувствуя себя при этом
одиноким. Но поскольку он ребенок, он должен подчиняться маме и в школу все же
пойти. Монолог дает нам понять, что, несмотря на его опасения «уподобиться
убогой швали», этот характер уже не сломить, и в одной из обычных школ
подрастает еще один крутой герой «Птицу ЕМЪ», преломляющий реальность под
нужным ему углом.
Итак,
в основном, персонажи первого альбома – лохи, слабые, жаждущие признания от
враждебного, но нормального общества люди. Но, как и у всех людей, их отношение
к жизни и к себе постоянно варьируется, поэтому некоторых сложно
охарактеризовать как «чистых» лохов. Сильные персонажи малочисленны, но зато
обладают мощью и убежденностью.
Во втором
альбоме лохов всего трое – «Великомученик Толя Голобородько», «Не нифер» и
«Нумеро Уно», и то с некоторыми оговорками. Остальные герои – крутые.
Если лохам из первого альбома больше всего было
нужно признание, то лохи второго не так в этом уверены. Возьмем первого
незадачливого персонажа – великомученика Толю Голобородько из одноименной
песни. Уже знакомая нам картина унижений: «каждый делает со мной что хочет,
малолетки даже», «в ход идет не только униженье словом, но и делом, блин». Но
хоть персонаж и не может дать отпор во внешнем мире, стены его внутреннего мира
становятся крепче, он создает собственную правду и сам доказывает себе
состоятельность этих предположений: «сомненья на фиг, я реально боже дитя», «по
воде ходил – доставал мяч пацанам за школьным кортом, накормил огромную босоту
день-рожденским тортом». В конце мы видим, что персонаж вполне и, возможно,
навсегда, уверился в своих фантазиях: «чо, еще не ясно, кто крутой, а кто
лохи?». Таким образом, он переродился в крутого, которому уже не нужно признание
общества.
Трек «Нумеро уно» отличается от других песен на
альбоме тем, что действие происходит будто бы вне мира «Птицу ЕМЪ», с обычным
человеком, в обычном ночном клубе. Герой утверждает, что до того как все
произошло, он был крутым: «это отличало меня от приятелей, я рассудительней, я
свежей, я влиятельней», никакого искажения реальности никогда не происходило в
его жизни, но он поддался на уговоры принять наркотик и именно тогда заглянул в
мир «Птицу ЕМЪ». В этом мире он слезливый, сентиментальный предатель. Вернувшись
к норме, герой осознает цену путешествия в другую реальность: «мне никогда уже
не быть нумеро уно». Этот герой безропотно принимает расплату за свою ошибку и
не требует уже ничего ни от общества, ни от себя.
Единственный герой, который еще хочет прорваться в
обычный мир - подросток, мечтающий присоединиться к компании неформалов из
трека «Не нифер». Если признать, что компания ниферов в песне – представители
«нормальности», то этот персонаж поступает, как и его товарищи с первого
альбома – он пытается мимикрировать и стать похожим на настоящего неформала:
«меняю гардероб, суровая торба с волками, балахон «Гр.Об.», так что его
действительно сразу принимают за своего. Персонаж очень наивен и чист душой,
коллективное пение доводит его до состояния эйфории: «теперь я в тусе, от
счастья плачу и смеюся», « в этой схватке с судьбой я вышел победителем, пьяный
бегу домой, чтоб рассказать про все родителям». И когда серьезная болезнь
(«мама говорит - это падучая») разрушает его мечты, и возвращает в мир
«ненормального», нам искренне его жаль. Хотя это все еще очень спорный вопрос,
ведь мы просто допускаем, что быть нифером, это нормально, хотя, может
оказаться, что совсем наоборот.
На втором альбоме мы услышали две романтические
истории. Ревнивец из песни «Он -чужой, он – плохой» кажется на первый взгляд
слабым. Из текста понятно, что он ревнует свою девушку к ее коллеге, но вместо
скандалов и мелочных подозрений, герой методично и неспешно коробит образ
своего соперника. Он постоянно ведет диалог с девушкой (хотя ее ответов мы не
слышим), по методу Сократа добиваясь от нее положительных ответов на безобидные
вопросы: «по-твоему, классно, что он качается?», «в твоей конторе он бессменный лидер по
продажам?». И в конце его интонации меняются, становятся даже ленивыми, потому
что он понимает – этот поединок он выиграл и соперник уничтожен: «Ну, еще чего
там? А, занятия парашютным спортом?» и выносит ему приговор: «он потенциально опасен
и должен быть пристрелен». Герой силен своей хитростью, неторопливостью и
терпением, он, как и все крутые персонажи выставляет нормой то, что выгодно ему
и порочит качества, в которых обычные люди не видят ничего плохого.
Трек «Старая подруга» - это гимн любви, сметающий
«все нормы и правила», союз пожилой смертельно больной женщины и молодого
наркомана. Сперва может показаться, что его чувства к ней меркантильны: «в моем
пакете крекеры и финики, в твоем конверте рецепты из поликлиники», «твои недуги нам обоим на руку, давай
закинем, посидим, попялим на реку». Но ведь в любви всегда так, каждый отдает
то, что может. И трудно поверить, слушая песню, что персонаж действительно
молод, потому что он находится на той же границе между жизнью и смертью, что и
его 68-летняя возлюбленная, а ее конец будет и его концом тоже: «в твоем
туловище опухоль и врач дал пару лет, притворимся будто похуй нам, а чо бы нет?
Постараемся прожить их по-царски», «давай по пунктам выполнять, все, что тебе
хочется, я буду рядом, пока этот список не закончится». Несомненно, этот
персонаж похож на своего соседа по миру – героя песни «Бородатая», он тоже не
намерен выпрашивать у общества одобрения своим действиям, но и не осуждает тех,
кто его не понимает: «я целую тебя в губы, сосед кривится в ужасе, я снисходительно машу ему рукою».
Если накал страстей и невозможность воссоединения главных любовников в нашей
культуре Ромео и Джульетты можно назвать весной, то тихое, медленное угасание
этой пары, несомненно, осень.
Вообще, во втором альбоме много любви. Вспомним
персонажа из «Я люблю людей». Трек делиться на три части – рингтон мобильника
персонажа, вводный элемент, который возвещает появление самого персонажа («ты
уйдешь на кухню, я штаны приспущу»), затем медленный монолог, будто бы его
собственные добрые, тягучие мысли, и наконец, его ответ на воображаемые
нападки. Персонаж оправдывает свое желание обнажаться: «такой уж я, все наружу»
и обосновывает глупость тех, кто его осуждает, ведь его действия по сравнению с
другими бедами нашего общества безобидны. Этот персонаж уже избрал себе роль в
птице-мире: « я как мессия перед паствою своей стою, через окошко посылая вам
любовь свою». Он замкнут в пространстве и, как мы говорили выше, не может
существовать снаружи, за стеклами, окошками и ветрами.
Еще один образец бескорыстной любви - мальчик из
«Пьющей». Он не обычный подросток: несмотря на то, что его мама – пьющая и
позорит его в школе, он не сдается и продолжает верить в силу ее духа. Ребенок
показывает себя сильней и прочней, чем окружающая действительность,
растекающаяся перед пьяным маминым взором. Он готов на жертвы: «я продам
скейтборд, давно собирался, должно хватить на пару сеансов». Именно это и
отличает его от обычных подростков «нормального» мира.
Нельзя сказать, что брезгливый персонаж трека
«Биохазард» ненавидит людей. Он просто коренной житель мира «Птицу ЕМЪ» со
своими представлениями о правильном. Как и многие крутые персонажи, он с детства
осознавал свою инакость, а став взрослым, живет по своим правилам. Он хорошо знает
людей и их нечистоплотность: «может кто-то в туалете разорвал бумагу пальцем»,
« может, кто живот себе чесал или чо пониже». Любые физические контакты для
него «как рулетка русская», угрозу своему здоровью он видит во всем, в самом
себе в том числе: «я исключил из жизни половые связи, я считаю миру ни к чему
еще один источник грязи».
Таким образом, мы приблизились к последнему
персонажу второго альбома - к герою трека «Без примесей». Шаг за шагом он
сбрасывал с себя ненужные ему аксессуары нормального мира: пагубные привычки,
поедание живых существ, неискренние отношения с женой, работу, одежду и жилье.
Непонятно, что послужило катализатором для этих действий, будто бы мир «Птицу
ЕМЪ» заразил его, сам окутал его своей атмосферой, выкрал его у нормальности. И
наш герой уходит без остатка, без следа, передавая эстафету персонажам третьего
альбома.
На
втором альбоме резко увеличилось количество крутых, а
лохи укрепили характеры или мутировали в достаточной степени, чтобы больше не
быть несчастными.
И, наконец, среди обитателей третьего альбома, мы встречаем только одного лоха, остальные же
страшные и веселые творцы мира «Птицу ЕМЪ». В отличие от первого альбома,
наполненного стонами героев, и от второго – любовного альбома, в третьем
альбоме персонажи переродились и замуровывают стенки своего сознания, так что
уже никто не сможет выйти из их мира. Любовь героев третьего альбома направлена
не на общество, по крайней мере, не на общество людей.
Обратимся к треку « Великий поход», в котором
персонаж сразу признается в ненависти к человечеству, он явно никогда не
страдал от того, что общество его не принимает, он мыслит глобально – ему нужен
весь мир. Завоевание он намеревается произвести с помощью более совершенных
созданий – зверей, он хочет провести чистку и восстановить равновесие, чтобы
благородный олень мог выйти и промолвить: «Люди! Теперь вы с нами наравне и
прежним мир не будет!». Приказной тон героя («жабы на левом фланге и лягушки
покрупней, громко квакайте на детвору и прыгайте на ней») сменяется повествованием
в настоящем времени, так, будто герой рассказывает о том, что видит: «порхают
бабочки, лисята и бельчата скачут, люди изумленно улыбаются – победа значит». И
вот мир «Птицу ЕМЪ» сбалансирован.
Еще одна персона, предпочитающая животных – герой
песни «Поезд в предвкушении стоит». Воспоминания героя о детстве говорят о том,
что его характер и стремления определились давно. Он осознает: то, что он
делает, не понравится обществу, и, рассылая тараканов по всей планете, он хочет
отомстить людям за непонимание. Герой
внешне спокоен, но по его ремаркам мы догадываемся, что личность это
нестабильная, в одной строчке он обращается к окружающим: «господа и дамы не
виню вас», во второй: «рано радуетесь, сволочи». Да, мстя, он одновременно
верит, что одаривает людей чем-то прекрасным, с этим и связана его
нестабильность по отношению к людям. И, надо сказать, что никто из истинных
жителей «Птицу ЕМЪ» не осудит нашего героя – он знает, чего хочет, у него есть
великая цель, он находится в гармонии с самим собой.
В песне «ОБЖ» мы становимся свидетелями
восстановления вселенской справедливости (мы говорим о Вселенной «Птицу ЕМЪ») –
в обычную школу, ту, где страдают Толя Голобородько, Славка Милохин, мальчик из
«Подробностей о школьной жизни» и все остальные взрослые герои-лохи, которые и
в детстве были лохами, приходит странный учитель. За время урока класс
погружается в правила новой жизни, но мы не удивлены – в прекрасном новом мире,
который строят герои трех альбомов, все так и должно быть. От всех попыток детей
отстоять свою нормальность, Александр Дмитриевич с легкостью отмахивается и им
приходиться подчиниться, как приходилось подчиняться страдающим героям
предыдущих альбомов правилам обычной жизни. И в этом треке мы так же видим
воссоединение человека с природой – предполагается, что ребята уйдут в леса,
приручат диких зверей: «гиены зубами дробят кости», «одомашненные рифы пусть
несут яйца», будут пользоваться всеми богатствами природы: «были лоси, стали
спальные мешки». Мы видим, как постепенно, но вполне закономерно, формируется
вселенная «Птицу ЕМЪ».
Персонаж трека «Читать твои мысли» уверен, что может
читать мысли, причем не только людей, но и животных. По его мнению – все его
ненавидят и строят коварные замыслы. Он страдает от их вторжений в его разум и полон
ненависти. Мы не можем с уверенностью сказать, заблуждается ли он на счет своих
способностей. С одной стороны его маниакальная уверенность в том, что «даже
голуби с собаками» затевают какие-то козни против него, говорит о его безумии.
Но не забывайте, что он – житель «Птицу ЕМЪ», где животные совершают великие
походы, а олени обращаются с речью к побежденным людям, возможно, голуби тут
вовсе не безобидные существа. Персонажа никто не способен переубедить, он силен
морально, он не нуждается в других людях и их поддержке.
Второй гимн любви к «увядшей женской плоти» - песня
«Я играю на старухе». Этот герой получил признание в мире «Птицу ЕМЪ» - он
гениальный музыкант, совершивший переворот в музыке и играет он на старухе. Он
восхваляет свой удивительный инструмент и наслаждается успехом. Я надеюсь, что
каждая женщина по достижению определенного возраста будет попадать в мир «Птицу
ЕМЪ», поскольку, очевидно, женская старость здесь – это здорово (вспомним
«Старую подругу» со второго альбома – о такой любви многие только мечтают),
старухи здесь делают мужчин счастливыми.
Добро и зло в «Птицу ЕМЪ» особенное – об этом мы
узнаем из жутковатой песни «Крысоловы». В оживленном диалоге двух персонажей,
чьи имена совпадают с именами участников группы, нам открывается то, что
творится в мифическом месте «за гаражами». С добрыми, ласковыми лицами герои
совершают жуткие злодеяния, и нам уже жаль бандитов, так легко поддавшимся их
хитрости. Происходящее – норма для героев, они злые и веселые колдуны,
сектанты, адепты страшной веры.
Единственный лох, будто попавший в третий альбом
прямиком из первого – это герой «Наноничтожества». Нам уже знакомы подобные
персонажи: он презирает свою работу «хуже только раковая клиника», страдает от нелюбви в
семье, он одинок, хотя не понимает почему: «не скучный я вроде, не знаю, чо
так», но герой слишком слаб, чтобы сопротивляться обществу, он способен только
на нытье, на жалость к себе. И внезапно герой именно в этом и находит свою
силу: «я стану ничтожным самым». И действительно, в сторону ничтожества ему
нужно сделать всего несколько шагов и он будет лучшим из худших. Перерождение
героя идет стремительно и необратимо, как гнилостных запах разложения заражает
весь воздух в комнате, так и он незаметно подчинит своим духом семью, рабочий
коллектив и весь мир.
Завершает трилогию светлая песня «Дорожная». Герой – спокойный и
добрый предводитель малышей увозит их из обычной жизни в новый мир. Не зря он
упоминает и цифру: «4 года в детском садике – нехилый срок. Перелопатить их
сознание нехило смог». Со времени выхода
первого альбома до выхода последнего прошло именно 4 года. Эти дети будут
расти, с детства знакомые с правилами и нормами жизни в «Птицу ЕМЪ» и не будет
больше страданий и не будет никакого раскола между мирами.
Вот и сформировалась вселенная «Птицу ЕМЪ», с
первого по третий альбом шло закономерное становление принципов, законов и
беззаконий. Я подумала, что если этот мир можно рассматривать как единое
государство, то роли героев распределятся следующим образом: внешней политикой
займется герой песни «Великий поход», внутренней - «Читать твои мысли»,
министром транспортных дел станет герой из песни «Поезд в предвкушении стоит»,
вопросами детства и образования займутся Александр Дмитрич из «ОБЖ» и персонаж
песни «Дорожная», герой песни «Я играю на старухе» будет отличным министром культуры,
а религия останется в ведомстве Саши и Коли из «Крысоловов». Президентом
назначат героя из «Наноничтожества». Как хорошо, что стены этого мира
сомкнулись навсегда, надежно спрятав героев в строчках трилогии «Птицу ЕМЪ».
Рассмотрев три альбома «Птицу ЕМЪ» мы наблюдали за
трансформацией героев, их характеров. От альбома к альбому их убеждения все
сильнее влияли на окружающий мир, так, что в конце концов, мир поддался под их
напором и изогнулся под теми причудливыми углами, как того захотели герои песен.
Мир этот законченный, затвердевший, не нуждающийся ни в чем и ни в ком, в том
числе и в нас с вами. От себя замечу, что размышляя о последнем альбоме и его
героях, я чувствовала, как они отторгают меня и в голове моей была странная
пустота, я уже не знала, что о них сказать, потому что они уже отвернулись, они
ушли заниматься своими делами, и я говорю в пустоту.
Вот и все, с наступающим Новым годом!
Вот и все, с наступающим Новым годом!
10 комментариев:
Охуенный разбор!
Здравствуйте! Разбор действительно очень подробный, но вопрос - для кого это? Те, у кого треки ПЕ не выходят из плеера и кто в жизни постоянно используют строчки из их треков к месту и не очень, и так знают об этом. Те, кто услышал о Птице в связи с выходом последнего альбома, скорее воспримут это как спойлеры. То, что здесь написано, уже рассказано самими ребятами, просто надо послушать их треки. По-моему, можно было много интересного сказать о "внутренностях" - параллели между песнями - не повторяются ли случайно персонажи, скажем, треков "Подробности о..." и "Великий поход", "Трудовоэ" и "Наноничтожество"? Интересно это тесное переплетение с реальной жизнью, проявившееся на третьем альбоме - персонажи стали номинально совпадать с рассказчиками вплоть до имен (интересно, какое отчество у Александра Ситникова?), Нано-тематика (кстати, и музыка в "Наноничтожестве" - это даже уже не 4ПБ, а Ты23, скорее, хотя могу ошибаться, как и во всём здесь написанном. В любом случае всё сводится к поглощению Птицы Позициями, о чем уже много говорилось, что подозреваю, связано с исчерпанностью темы или собственными предпочтениями авторов).
Ну и, конечно, волнует извечный вопрос - Зачем горчицей и в каких местах? А, вообще, всё равно спасибо. Считайте это за конструктивную критику, написанную под руководством исключительно доброго чувства.
Спасибо за ваше мнение! Отвечаю на ваш главный вопрос: это для себя, а еще для ребят из Птицы, потому что им мое размышление понравилось. Углубляться можно до бесконечности, мир ПЕ глубокий и затягивающий, каждый, кто с ним соприкоснется, разумеется, начнет думать о параллелях между персонажами и тех вещах о которых я написала. У Александра Ситникова отчество действительно Дмитриевич. А про горчицу - если вы не лукавите и действительно не знаете, то знайте: мазаться горчицей - это употреблять героин внутривенно. Всего доброго!
Самое то.
Больше таких разборов!
Анна, про горчицу действительно не знал, спасибо.
Ещё немного думал про ваш разбор, вспомнил "Шанс". Вообще сюжет похож на смесь "Больше не друзья" и "Катарсиса", разве что конец остаётся открытым (если понимаете, о чём я). Но в отличие от этих двух треков в "Шансе" именно взгляд со стороны мира ПЕ, о котором Вы говорили в описании "не друзей" (поэтому даже логично, что только вторая часть попала на альбом).
Блин, всё логично! Вообще мир ПЕ, наверное, можно описать как реальность насилия, отвращения, презрения, поэтому-то с ним и сталкиваются всякие маргиналы, "лошки", они же постоянно под ударом этих явлений. Ну а "крутые" - это его обитатели, которые там как рыба в воде, некоторые даже под его влиянием развили в себе сверхъестественные способности. Давай забудем о морали и попадём легко туда.
Конец всегда остается открытым. ВСЕГДА, Максим!
>для кого это? Те, у кого треки ПЕ не выходят из плеера и кто в жизни постоянно используют строчки из их треков к месту и не очень, и так знают об этом.
У меня не выходят ни из плеера, ни из головы, но много нового узнал, по-другому взглянул на некоторых персонажей. Думаю, таких же как я хватает. Так что и для нас тоже, спасибо!
А то пацаны в интервью говорили, мол, Птица это побочка, шутка и что скрытые смыслы выискивать не стоит. А почитаешь такой обзор - вон их сколько.
>вспомнил "Шанс". Вообще сюжет похож на смесь "Больше не друзья" и "Катарсиса"
Интересное наблюдение!
Про горчицу тоже не знал. Думал, что так действительно делают помешанные люди в надежде вылечиться, избежать опасного излучения, для связи с космической энергией или пришельцами. Вот как шапочку из фольги носят.
спасибо, очень классно написано!
Уже в который раз переслушиваю всю Птицу и перечитываю эту шикарную статью!
Спасибо, очень интересный разбор.
здравствуйте, вопрос немного не по теме, но что за счет пореза на собаке, насколько я знаю, вы с Александром связаны напрмую, от того вопросы:
1.сюжет, который протекает через все песни пореза как-то связан с четыремя позициями?
2. криминал, опять этот лес и зима это песни про одних и тех же людей? Есть ли ещё песни, где про них говорится?
3.тайный отварищь из баллады о тайном товарище и сирин с собачьей головой являются ли обличиями или приспешниками ангела бедоносца?
4. Ночью погулять и подглядел это одна и та же история?
Отправить комментарий